Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Реорганизовать нельзя сохранить?

Вопрос об оптимизации школ остается открытым

Реорганизация, оптимизация – в последние годы эти термины то и дело возникают в хронике событий Гремячинского округа. Городские учреждения, организации меняют статус, присоединяясь к другим, более крупным образованиям. Не обошли стороной данные процессы и образовательную сеть. Ранее детские сады были преобразованы в структурные подразделения школ. Теперь, похоже, назрела необходимость оптимизировать образовательные учреждения.

Под прицел попала школа № 11. Слухи о том, что девятилетку ожидает реорганизация, не на шутку встревожили и родителей, и педагогов, вызвав у них немало вопросов.
Обращения не остались неуслышанными администрацией округа. «Горячая» тема попала в повестку школьного родительского собрания, прошедшего 19 марта.
Объяснить родителям, почему возник вопрос о реорганизации образовательных учреждений, в школу приехала начальник управления социальной политики администрации округа Н.А. Анфалова. Она назвала две основные причины, которые побудили руководителей округа рассматривать возможность непопулярных перемен. И одна из них вытекает из другой.
Как известно, сегодня в сфере образования действует так называемое подушевое финансирование учреждений, которое напрямую зависит от количества учащихся школы: чем больше учащихся, тем больше денег получает образовательное учреждение, в том числе и на зарплату педагогам. И, соответственно, наоборот.
– В начале года сложилась непростая ситуация: существовал риск возникновения дефицита фонда оплаты труда в образовательных учреждениях, – пояснила Нина Андреевна. – Детей мало, заработная плата педагогов снижается, хотя должна, наоборот, расти. Это может привести к увольнениям учителей. Проблема дефицита кадров на территории округа обостряется из года в год. Возраст более 50 процентов гремячинских педагогов – пенсионный, и если вдруг кто-то из них решит уйти на заслуженный отдых – учить будет некому.
Недостаток детей в той или иной степени ощутили во всех образовательных учреждениях Гремячинска. Так называемыми малокомплектными школами сегодня считаются все школы округа, кроме «двадцатки».
Например, в школе
№ 11 сейчас обучаются 150 ребят, трое обучающихся занимаются в учебно-консультационном пункте, дошкольные группы посещают 43 воспитанника. Наполняемость школы составляет 53 процента. Эта цифра превышает показатель другой городской малокомплектки – школы № 3, где наполняемость 46 процентов.
Тенденция снижения количества обучающихся хорошо прослеживается в цифрах: в 2018 году в школе № 11 обучалось 196 детей, в 2019 – 187, в 2020 – 155 (данные приведены без учета воспитанников дошкольных групп). И, к сожалению, на сегодняшний день нет никаких предпосылок, что ситуация в ближайшие годы изменится. Школа расположена в микрорайоне, жизнь в котором постепенно затихает: в ближайших к ней поселках Таежном, Энтузиастов запланировано расселение жителей из аварийных домов, что, конечно, отрицательно скажется на количестве обучающихся.
В администрации округа решение проблемы видят в реорганизации образовательных учреждений. На собрании Н.А. Анфалова озвучила родителям два варианта оптимизации, которые сейчас рассматриваются администрацией. Первый – присоединение девятилетки к школе № 20. Он предполагает, что дети и педагоги школ продолжат учиться и работать на прежнем месте, но основная школа № 11 потеряет статус юридического лица. При этом будет сокращена одна ставка административного персонала. Второй вариант – слияние школы № 11 со школой № 3. В этом случае дети также продолжат посещать родные школы, но будет проведена их ликвидация, в результате которой образуется новое юридическое лицо – муниципальное бюджетное образовательное учреждение. И в первом, и во втором случае, подчеркнула Нина Андреевна, дети никаким образом не пострадают, потому что они остаются на своих местах, со своими педагогами.
– Завершается комплексный анализ деятельности школ № 3, 11, 20. По его итогам будет дана экспертная оценка последствий принятия того или иного решения о реорганизации, – сообщила Н.А. Анфалова. – Подсчеты показывают, что ожидаемый экономический эффект от проведенных преобразований получится незначительный.
Что касается педагогических эффектов, последствия здесь трудно предугадать.
Побуждения неплохие – в результате реорганизации учителя, имеющие небольшую нагрузку, могли бы дополнительно вести предметы в другой школе. Но есть риски. Неизвестно, как эти перемены воспримут педагоги. Человеческий фактор никто не отменял, и мы можем потерять кадры. А решим ли ту проблему, которая имеется, – большой вопрос.
В ходе своего выступления Н.А. Анфалова заверила родителей: в течение этого календарного года реорганизация образовательных учреждений проводиться не будет: недавно в округ на малокомплектные школы поступило дополнительное финансирование, которое позволит временно решить проблему с финансированием.
Большинство родителей такой исход встречи не удовлетворил, ведь конкретного ответа на свой главный вопрос – что им ожидать в дальнейшем – они так и не получили.
– Остаемся в напряжении, – делится опасениями директор школы № 11 Наталья Валентиновна Кичакова. – Опыт Гремячинска показывает, что структурные подразделения живут несколько лет. Один из примеров – судьба школы № 4, когда-то присоединенной к образовательному учреждению.
Где и когда в конечном итоге будет поставлена запятая в спорном предложении «Реорганизовать нельзя сохранить», зависит от многих факторов – численности населения, размера фонда оплаты труда педагогов, их количества. Но уже сейчас решающую роль в этом вопросе могут сыграть тревожные настроения среди родителей.
В сентябре этого года школа № 11 будет отмечать 60-летний юбилей. За эти годы накоплен огромный опыт. В рейтинге пяти образовательных учреждений округа по итогам 2019–2020 учебного года школа заняла достойное третье место. Учреждение образования отличает индивидуальный подход к каждому учащемуся. Это отметила на собрании Н.А. Анфалова, это подчеркивали родители.
– В каждом образовательном учреждении округа своя организационная культура, свои традиции. И любые перемены в этом процессе неизбежно приведут к психологической ломке, – считает Н.В. Кичакова.
Педагоги и родители ждут от администрации округа взвешенного решения. Проблемы есть, они назрели давно и требуют внимания. Но подход к их решению должен быть осторожным и обдуманным. В таком деле с отдаленными и длительными последствиями, как образовательный процесс, возможные ошибки должны быть максимально исключены.

Комментарий

Наталья Валентиновна Кичакова, директор школы № 11:
– В чем особенность школы № 11? В первую очередь, это создание комфортной безопасной здоровьесберегающей среды: работа по триместрам, когда равномерно распределены учебные периоды и каникулы. Одноместные парты в классах, шкафчики для одежды в начальной школе, светлые, теплые, просторные кабинеты. Необходимо обновление материально-технической базы в кабинетах информатики, технологии, но это рабочий момент.
Внеурочная деятельность основана на сотрудничестве с ДДТ: все кружки организованы на базе школы. Ежегодно мы принимаем участие в реализации разнообразных проектов.
Школьная служба примирения во главе с Н.Н. Ивановой на протяжении почти 15 лет позволяет регулировать конфликты, которые возникают между школьниками, внутрисемейные конфликты. Последние три года мы активно сотрудничаем с Чусовским филиалом «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
У нас сложился творческий педагогический коллектив, который в одном здании выстроил четкую систему преемственности: дошкольные разновозрастные группы – дневная школа, как мы называем теперь нашу основную школу с 1 по 9 классы, – учебно-консультационный пункт (очно-заочная форма обучения), в котором обучаются «взрослые» школьники.
Миссия нашей школы – «Школа для всех». И, конечно же, здесь важную роль играет индивидуальный подход к каждому дошкольнику, школьнику, родителю. Важно сотрудничество. И мы благодарны родителям за доверие, поддержку, помощь. Для педагогов важна социальная защищенность, поэтому многие из них прошли профессиональную переподготовку по смежным специальностям: психология, дефектология, физика, биология, иностранный язык, логопедия.
Школа – это живой организм, меняющийся, развивающийся, это дом, куда хочется приходить, получать знания, делиться информацией, ошибаться, учиться. В общем – расти. Этому учили меня мои учителя – замечательные педагоги школы № 11: П.С. Якушев, А.М. Синяева, А.Т. Курносова, Ф.А. Гилева, З.И. Дьячкова, З.Ф. Москалева, Н.А. Киреева, Н.П. Бадыгина, В.З. Соколова, Т.П. Горбачева, Р.П. Загребина.


Елена Широких.
Фото автора.

Яндекс.Метрика